Главная Об авторе Сколько надо занятий Чем я отличаюсь от учителей Примеры занятий Почему некоторые дети попадают в графу «дисграфия» Школьные проблемы Статьи Ссылки

Почему некоторые дети попадают в графу «дисграфия»?

Все люди, взрослые и дети, условно делятся на две большие группы. К одной группе относятся люди с ведущим правополушарным типом восприятия, а к другой группе – люди с ведущим левополушарным типом восприятия.

Левополушарный ведущий тип восприятия способствует лёгкому усвоению грамотного письма. Грамотное письмо у таких людей формируется без больших усилий с их стороны – оно им легко «даётся». Такие дети могут не учить правил, но писать грамотно. Но сочинения они пишут хуже. «Левополушарным» детям придётся совершать дополнительные усилия, для того чтобы научиться писать хорошие сочинения.

Правополушарный ведущий тип восприятия, напротив, не способствует лёгкому освоению грамотного письма. И даже, если такой ребёнок отлично знает правила, применять их он часто не может. Но, если такие люди читают достаточно много, они могут писать хорошие сочинения без особых усилий.

Происходит это потому, что правополушарный тип восприятия «отвечает» за лёгкость в общении, за развёрнутую коммуникативную и экспрессивную речь, за её образность. А вот левополушарный тип восприятия «отвечает» за грамотное письмо, за логичность построения речи, за работу со знаковыми системами.

Как правило, в особую учительскую графу «дисграфия» попадают дети с ведущим правополушарным восприятием. Происходит это оттого, что обучение в современной школе построено с расчётом на «левополушарных» детей. Навыки письма у таких детей формируются сами, без особого усилия со стороны учителя и самого ученика. А вот чтобы учить успешно «правополушарного» ребёнка, надо прикладывать дополнительные усилия и учителю, и ученику, и родителю. Но получается так, что учителя не знают, какие усилия надо прилагать или не хотят их прилагать, да ещё среди учителей русского языка в основном преобладают «левополушарные». Им самим русский язык давался легко, а поэтому они не могут или не хотят понять те трудности, с которыми сталкиваются «правополушарные» дети, а если они ещё и не знают, как им помочь, то и зачисляют их в графу «дисграфия». Делают так для того, чтобы успокоиться и снять с себя ответственность за своё неумение или нежелание разбираться с проблемой. А чтобы помочь «правополушарным» детям, нужно переходить на индивидуальное обучение и так выстраивать учебный материал, чтобы он помогал «проснуться» их левому полушарию. Надо развивать их левое полушарие, которое отвечает за грамотное письмо. Но и «левополушарным» также нужна помощь – их надо учить писать развёрнутые тексты, ведь за письменную развёрнутую речь отвечает правое полушарие, которое у «левополушарных» «спит».

По-хорошему, школа должна развивать оба полушария и по-разному учить разных детей, но она построена, увы, на отборе: учит только тех, кто сам может учиться в такой системе - остальных просто списывают со счетов. Кроме этого, обучение будет успешным для всех детей лишь при выполнении главного педагогического принципа: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ. Но многие учителя знают о правополушарном и левополушарном типах восприятия и связанных с этим различиях в способностях людей ровно столько, сколько пишут в популярных глянцевых журналах, а как это связано с их профессией, с обучением разных детей грамоте, они не представляют. Вот и получается, что учителя вроде бы знают «правило» о разных типах восприятия, но не применяют его в своей практике.

Отдельные учителя сами разрабатывают свои собственные методики, читают профессиональную серьёзную литературу, но таких – единицы на всё учительское сообщество. Большинство работает по старым учебникам и проторённым принципам: «я даю всем одинаково, но одни берут, а другие не могут – значит это их проблемы или проблемы их родителей». Но родители порой не знают, что делать, а государство, увы, самоустранилось от решения этой проблемы.

Именно учительский непрофессионализм, незнание психологических особенностей, индивидуальных и типовых различий восприятия, неумение работать с проблемными детьми, отсутствие материальной заинтересованности – всё это приводит к тому, что часть детей проще записать в «ДИЗГРАФИЮ» или попросить психологов поставить диагноз "СДВГ" (синдром дефицита внимания и гиперактивности), чем совершать какие-либо усилия.

Для утешения скажу вам одно: меня самого в школьном детстве записали в «ДИЗГРАФИЮ», если бы тогда в распоряжение учителей был диагноз "СДВГ", то на меня точно бы навесили и этот ярлычок. Но вот теперь, когда сам справился с проблемой грамотности и научился помогать другим, точно знаю, что нет плохих учеников, а есть учителя, которые не знают, как можно научить всех людей грамотному письму, или не хотят совершать дополнительные усилия, так как учительская нагрузка велика, а количество детей в классе огромно - здесь не до индивидуального подхода в обучении. (смотри раздел «Об авторе»)


Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz