Главная Об авторе Сколько надо занятий Чем я отличаюсь от учителей Примеры занятий Почему некоторые дети попадают в графу «дисграфия» Школьные проблемы Статьи Ссылки

Школьные проблемы

Школьных проблем достаточно много, но есть такие, которые мы, родители, порождаем сами. Именно о них можно прочесть в следующем отрывке из моей книги по методике обучения русскому языку, которая сейчас редактируется.

Несколько слов о «пользе» телевизора, компьютера и игровых приставок к телевизору.

Проблема телевизора, компьютера, игровых приставок сегодня уже национальная проблема – таково пагубное воздействие этих разрушителей и манипуляторов сознания на развитие речи, интеллекта и психику подрастающего поколения и конечно на обучение грамотному письму и правильному понимающему чтению.

Как же влияют эти «приставки к сознанию» на развитие речи и интеллекта, и какое отношение имеет телевизор к грамотному письму?

Развитие речи и речевого восприятия нельзя отделить от развития навыков грамотного письма и навыков правильного чтения, так как всё здесь взаимосвязано: если не будет хорошо развита речь и речевое восприятие, значит, ребёнка труднее научить чтению и письму, пониманию чужих текстов и написанию собственных.

Наличие телевизора и компьютера в нашей жизни, порождает у некоторых родителей иллюзию того, что можно занять ребёнка мультиками, сериалами или игралками, а самим заняться своими делами, как будто занятия с ребёнком это не их дело, а что-то, что можно передоверить «телеку», «компу» или «игралке». И действительно, ребёнок как завороженный сидит перед «телеком» или «компом», не теребит и не тревожит родителей, им кажется, что они могут со спокойной совестью заняться своими делами. Но как только вы передоверяете воспитание своего ребёнка этим «няням», так сразу можете рассчитывать на то, что у вас и вашего ребёнка в скором будущем появятся проблемы с развитием речи, произвольности, внимания, памяти, мышления, появятся проблемы фонематического слуха и произношения, понимания чужой речи и текстов.

Последние годы (начиная с 90-х) в Москве стали гораздо чаще фиксироваться случаи тяжёлых нарушений речи на грани патологии, распространёнными стали такие диагнозы как дислалия, алалия, дизартрия, анартрия, ЗРР – задержка речевого развития (в США с этими проблемами столкнулись в середине 80-х). Есть и такие экзотические нарушения, как «синдром телевизорной речи» - это когда дети вместо нормальной речи произносят как попугаи рекламные тексты, например: очень быстро произносят «Орбит с ксилитом», «Нескафе классик» или ещё что-то в этом роде, при этом нормально говорить эти дети не могут. О таких нарушениях подробно написано в книге Е.Ю. Патяевой «От рождения до школы. Первая книга думающего родителя».Ссылку на эту книгу вы можете найти на этом сайте.

Оказалось, что иногда эти дефекты были вызваны не органическими нарушениями, а просто тем, что эти дети были предоставлены воспитанию выше перечисленных «электрических нянек».

Дело в том, что человеческая речь это не инстинктивная программа, которая сама запускает себя, а высшая психическая функция, которая может развиваться только при определённых условиях и только под руководством взрослых. Одним из таких условий является обязательное речевое общение с ребёнком, направленное именно на него, то есть ребёнок должен слышать речь, обращённую к нему лично, и ещё ребёнок должен слышать комментирующую речь (речь взрослого, комментирующая все действия как взрослого, так и ребёнка). Если же вместо такой речи ребёнок постоянно слышит только суррогаты речи, льющейся из «телека» и к нему лично не обращённой, то его речь уже может развиваться ненормально.

Есть достаточно опасный мультсериал под общим названием «Пекемон». Этот мультфильм настолько опасен для развития речи, что если его будут смотреть дети в возрасте 2-3 лет, то их речь вообще может перестать развиваться или даже начинает деградировать. Дело в том, что в этом мультике практически отсутствуют нормальные слова – они заменены междометиями – этот японский мультик «крутят» по всему миру без перевода – а он и не нужен, так как междометия («АЙ», «УУУ», «О!», «АААА», «ЙЕХАА» и другие) не требуют перевода.

Вот пример девочки 5 лет. Мама жаловалась на то, что её дочь плохо говорила, предпочитая использовать вместо слов, нечленораздельные звуки. Обследование показало, что развитие речи девочки было на уровне 3-х лет, не больше. Анализ всех факторов развития показал, что причина скрыта в неправильном речевом общении мамы с ребёнком (мама никогда не практиковала в общении с ребёнком комментирующую речь и вообще разговаривала с ребёнком мало), а также в том, что девочка очень много времени смотрела «Пекемон». Спустя примерно полгода, после того как мама перестала доверять «телеку» воспитание своего ребёнка и стала сама много и правильно общаться с дочкой, у девочки появились первые признаки развития речи – до этого речь просто не развивалась, затормозившись на одном уровне.

Таких примеров можно привести много, но стоит остановиться на од-ном мальчике-семикласснике, который сутками просиживал у экрана монитора с пультом управления «бомбилкамистрелялками». Этот мальчик в 7 классе не способен был воспринимать на слух простенькие рассказики, не мог понимать учебные тексты по устным предметам, хотя внешне и по умению общаться выглядел как будто нормальным ребёнком, но при этом у него совершенно не был развит фонематический слух, он не способен был чётко проговорить, а значит и написать длинные и сложные слова, особенно причастия. А техника чтения была настолько плохой, что казалось, будто мальчик только-только начал учиться читать.

Как всегда, в таких случаях оказалось, что ребёнок примерно с 6 лет стал постоянно играть в компьютерные игры – мама, учитель информатики, сама поощряла игры ребёнка. Но в итоге его общение с мамой свелось только к элементарному: «Что поесть? и Купи новую игру!».

Напротив, был и совершенно уникальный пример, когда мама вопреки предсказаниям медицины научила своего ребёнка с ДЦП (детский церебральный паралич) ходить, разговаривать, читать и писать, потому что не доверяла развитие и воспитание ребёнка «электронным нянькам» (телевизор они вообще не смотрели) и не смирилась с тем, что ребёнку поставили инвалидность. Мальчик пошёл в школу только в 3 классе, но обгонял многих своих сверстников по интеллектуальному и речевому развитию, хотя был малоподвижен.

Телевизор, компьютер и игровые приставки, создавая иллюзию полезности, на самом деле препятствуют развитию ребёнка или даже нарушают его. Именно последнее время, когда в некоторых семьях в каждой комнате работает по телевизору, когда на ребёнка не остаётся времени, речевые нарушения стали «нормой».

Дело в том, что в человеческом генотипе записаны очень строгие условия развития речи, которые ограничены сензитивными (чувствительными) периодами дошкольного возраста, и если в эти периоды с ребёнком будет «общаться» «телек», то рассчитывать на то, что у вашего ребёнка будет нормально развиваться речь и мышление, не приходится.

Обязательное условие нормального развития речи и интеллекта – это личное общение маленького ребёнка с любым носителем языка, при этом ребёнок учится воспринимать и подражать речь, направленную лично на него. Ребёнок должен быть постоянно включён в процесс слушания сказок, мифов, песенок, частушек и других форм устной речи, не перегруженных содержанием, с чётким медленным проговариванием, но если этого не происходит и перед его глазами разворачиваются быстро сменяющиеся картинки с плохой дикцией, восприятие речи не формируется, всё внимание переносится на зрение.

Надо больше общаться с ребёнком, читать ему сказки, петь с ним песенки. В дошкольном возрасте лучше показывать телевизор, вместо этого, используйте диапроекторы – они гораздо лучше предназначены для развития речи, чем «бегущие» перед глазами современные мультики. Диафильмы – это и книжка и мультик одновременно. Главное достоинство диафильмов: картинка меняется медленно, как раз так, чтобы ребёнок мог соотнести речь взрослого и изображение.

Если же ребёнок постоянно слышит откуда-то льющуюся речь, не обращённую к нему лично, часто вообще непонятную, он испытывает эмоционально-интеллектуальную перегрузку (по-простому, ребёнок не может воспринимать столько много речевой информации в очень быстром темпе с постоянно меняющейся перед глазами картинкой), и у него включаются процессы торможения речевого восприятия и начинает работать простое бессмысленное звукоподражание как у птиц. Кроме этого ребёнок впадает в особые состояния сознания (смотри ниже), которые также влияют на развитие речевого восприятия. Простое звукоподражание элементарным звукам приводит к тому, что человеческая речь как таковая не формируется или формируется искажённо. Именно поэтому в последнее время так часты стали случаи речевого нарушения в дошкольном возрасте и задержки речевого развития в школьном.

Но нужно помнить и ещё об одной опасной особенности телевидения, которая, как правило, проявляет себя позже, начиная уже с начальной школы.

Дело в том, что в человеческой культуре телевизор сегодня выполняет такие функции, которые в древнем мире или традиционном обществе выполняли всевозможные зрелища: церковные праздники, ярмарки, игрища, хороводы, публичные казни, парады, бои гладиаторов, уличные драки и т.п. В прошлом все эти зрелища были очень чётко регламентированы и ограничены во времени. Сегодня они стали доступны в любое время и в любом количестве – стоит только включить телевизор.

Чтобы понять опасность бесконечных зрелищ из телевизора, нужно знать, какую психофизическую и культурную функцию выполняют зрелища. Зрелища по своей природе устроены так, что запускают механизм выделения эндорфинов (гормонов радости, счастья и бодрости), именно поэтому отцы церкви, шаманы, старейшие племён, зная силу этих коллективных массовых зрелищ, чётко регламентировали и использовали их под своим контролем. То есть традиционное общество или церковь чётко контролировали этот источник эндорфинов, чтобы он не истощался, не застаивался и не превращался в наркотик. В мире капитала главным становится прибыль, пусть даже ценой разрушения чьих-то жизней, чьего-то здоровья.

Когда нет зрелищ, неразвитые души или сознания, начинают чахнуть или выплёскиваться агрессией вовне, но если зрелищ много, истощается гормональный запас (железы внутренней секреции истощаются так же быстро, как и у наркоманов), и человек чаще впадает в депрессию, теряет волю к активной жизни, рано стареет.

Если обобщить сказанное, то можно сравнить зрелища по своему действию на организм с некоторыми видами наркотиков, теми, которые являются катализаторами выделения эндорфинов из организма человека.

Разница между наркотиком и зрелищем лишь в том, что наркотики воздействуют сразу через кровь, а зрелища воздействуют опосредованно, через зрительный и слуховой поток, но всё равно зритель получает свою порцию гормонов счастья, радости, активности.

Как и при употреблении наркотиков, частое «созерцание» зрелищ при-водит к тому, что вырабатывается привычка в определённое время получать подпитку наркотиками собственного производства. Если зрелища со временем не вызывают уже выброса в кровь эндорфинов, их «приправляют» сексом, насилием, извращениями, ужасами.

В итоге, ребёнок привыкший воспринимать примитивную речь, сопутствующую зрелищам, уже не может воспринимать сложную устную речь, не может воспринимать устные предметы, не понимает письменные тексты. Происходит это потому, что телевизор приучает к пассивному восприятию речи, а пассивная речь не требует от ребёнка усилий. И если такой ребёнок, привыкший к «расслабухе», будет вынужден воспринимать речь учителя, у него ничего не получится, ведь учитель не может создать аналог зрелища на своём уроке. Зрелище не требует затрат внимания, а обучение, напротив, по-строено на его активном включении.

Что делать, чтобы ваши дети не попали в наркотическую зависимость от телевизора?

Прежде всего нужно показывать своим примером, что телевизор можно смотреть только иногда, только определённые передачи и даже не каждый день. Категорически нельзя допускать, чтобы телевизор работал сутками, и тем более нельзя допускать, чтобы у вас работало одновременно несколько телевизоров. Старайтесь сами не смотреть телесериалы – этим вы показываете негативный пример своим детям. Просмотр мультиков также должен быть строго ограничен, лучше всего смотреть мультики вместе, но смотреть не нынешние агрессивные и быстрые, а советские мультики, медленные и добрые.

Достоинство советских мультиков в том, что они создавались не с целью выжать коммерческую прибыль из детей и родителей, а для того, чтобы в увлекательной форме научить детей сопереживанию, научить различать доброе и злое, плохое и хорошее, кроме этого они очень хорошо озвучивались.

Современные или коммерческие капиталистические мультики уже с детства формируют у детей потребность в восприятии агрессии, ужасов, всех видов насилия и даже похабщины. Построенные в виде сериалов, мультики уже с детства готовят почву для будущих взрослых сериалов, приучают к регулярным порциям именно зрелищ, которые не несут никаких воспитательных целей и не развивают активное восприятие речи.

Многие родители находятся в иллюзии, будто государство должно позаботиться о содержании и качестве телепередач – в капиталистическом мире главной ценностью становится не человек, а капитал, и государство стоит не на страже человека, а на страже капиталов.

Но лучше всего вместо мультфильмов читать ребёнку книжки или включать аудиокниги, аудиоспектакли, инсценировки с музыкой и песнями. Постоянное восприятие хорошей художественной литературы развивает у детей воображение, образное мышление, логику, предвидение, расширяет словарный запас, учит критичности, задаёт наилучшие этические и художественные образцы, учит красивой нормативной речи и приучает к активному восприятию речи.

Происходит это потому, что, воспринимая художественный текст, ребёнок вынужден включать своё воображение, ему надо самому визуализировать, то есть представить то, что он слышит. Ребёнок вынужден задавать вопросы на понимание, а это развивает мышление, он узнаёт новые слова через контекстное восприятие или знакомится с ними, непосредственно спрашивая у вас, он начинает представлять, как могут развиваться события, а это хороший интеллектуальный навык.

Если же ваш ребёнок смотрит примитивный мульт- или телесериал, ребёнку не нужно ничего представлять, всё уже показано, ребёнок не успевает задать вопрос, как тут же получает ответ, речь можно вообще не воспринимать, ведь часто всё понятно и с примитивным набором слов или междометий – восприятие пассивно.

В США в конце 80-х годов прошёл ряд исследований, которые показали, что коэффициент IQ (особенно показатели речевого интеллекта) у детей, постоянно просиживающих у телевизоров, видеомагнитофонов, телевизионных игровых приставок и компьютеров, был намного ниже, чем у их родителей в таком же возрасте или же у сверстников, но умеренно смотрящих телевизор и не играющих в игровые приставки. Единственное, в чём опережали дети своих родителей – это в скорость реакции, ведь дети играли в «бомбилки-стрелялки».

Сегодня, когда и Россию захлестнула волна неконтролируемых, примитивных зрелищ, дети начинают отставать от своих родителей в интеллектуальном и речевом развитии. Дело в том, что, даже если вы развивали своих детей в дошкольном возрасте, а потом ваши дети «подсели» на «телек» или «комп», они всё равно начинают постепенно деградировать или останавливаются в своём развитии.

Если же ваш ребёнок уже «подсел» на какой-нибудь сериал или мультик, вам придётся затратить очень много сил, чтобы отучить ребёнка от вредной привычки. Усилий нужно совершать много, как и при лечении наркомании. Но если вы всё же решитесь на этот труд, вам нужно будет менять весь образ жизни: как свой, так и ребёнка. Главное – это постепенно предлагать ребёнку альтернативу в виде чтения (читать придётся самим), постепенно развивать его познавательный и творческий интерес.

Самое лучшее противоядие от духовного наркотика (телевизора) – это творчество. Если развить творческую личность в своём ребёнке, ему не нужны будут зрелища, чтобы подстёгивать выброс эндорфинов. Творческий человек испытывает счастье и радость, когда творит. Можно ли представить творческих людей тупо сидящими у экрана в ожидании порции счастья?

Но кроме речевой и интеллектуальной деградации и духовного разложения телевидение опасно ещё и тем, что оно превращается всё больше и больше в средство манипулирования и засорения сознанием масс. Многие люди слышали о гипнозе, многие думают, что это какие-то штучки в театре или цирке. Но гипнозом «владеет» и телевидение.

Дело в том, что телевидение – это особая реальность, способная приводить человека к изменённому сознанию. Как уже было сказано выше – телевидение как наркотик погружает зрителя в пассивно-созерцательное состояние, как раз такое, какого добиваются все гипнотизёры-практики. Расслабить внимание, снять с сознания барьер критического восприятия – это первый шаг любого гипнотизёра.

Телевизор способствует выбросу эндорфинов, а это значит, что это первый шаг к тому, что человек впадает в транс. Телевидение погружает человека в такую реальность, в какую погружает человека наркотик. Но когда человек погружён в эту реальность, он легко поддаётся внушению. Все барьеры критичности сняты, и хотя человек находится в вымышленном иллюзорном мире, для него перестаёт существовать другая реальность – реальность жиз-ни. А пока человек находится в таком гипнотическом состоянии – состоянии некритичности восприятия, ему можно подсунуть любую рекламу и он её запомнит крепче и лучше, вместо того чтобы запоминать таблицу умножения или чередующиеся корни и т.д.

Подсознание детей, часто смотрящих телеви-зор, перегружено рекламной информацией, а для учебной информации уже не остаётся места.

Телевидение, по словам Л.П. Гримака (российского исследователя), превращается «в эффективное средство формирования гипнотической пассивности зрителя». По-простому, телевидение превращает людей (часто смотрящих телевизор) в легко зомбируемую массу, гипнабельную массу.

Особенно опасно влияние гипнотического воздействия на детей. Дело в том, что постоянно бегущий зрительный ряд, быстро меняющаяся картинка с постоянным потоком слов за кадром в тех же сериалах или мультиках, захватывающих съёмках с натуры (с жертвами, кровью стрельбой, насилием) или псевдонаучных фильмах («Плесень»), перегружает восприятие настолько, что оно уже не может удержать критичность. У человека отключается критическое сознание и восприятие, а дальше как в той песне про поле чудес в стране дураков: «на дурака не нужен нож: наври ему с три короба и делай с ним что хошь».

Вот что пишет Л.П. Гримак в своей книге «Тайны гипноза»: «нервная система особенно у детей… уже через 15-20 минут (после начала просмотра некоторых фильмов, передач и мультиков) формирует тормозную защитную реакцию в виде гипноидного состояния, которое резко ограничивает восприятие и переработку информации (оно не справляется с таким потоком), но усиливает процессы её запечатления и программирования поведения». Чем и пользуются рекламщики, пичкая сознание детей ненужной информацией и задавая выгодные им программы поведения.

Особенно опасны сериалы: в них используется так называемый приём «крючок» - такая эмоциональная зацепка сознания, которая может держать в возбуждённом состоянии сознание человека в течение нескольких дней.

Некоторые дети не могут сосредоточиться на учёбе именно потому, что их сознание «подвешено на крючок» возбуждения, а пока ребёнок находится в таком возбуждении, восприятие любой другой информации не возможно или очень затруднено. Именно поэтому некоторые дети приходят из школы и как маньяки ждут очередную порцию сериала, им нужно освободиться от возбуждения (от «крючка»), но в конце очередной серии их «подвесят» на очередной крючок и их сознание опять будет сосредоточено на иллюзорной проблеме, а новое возбуждение будет препятствием для нормального обучения.

Исследования показали, что эпизодический просмотр отдельных фильмов (1-2 раза в неделю) менее опасен для психики, чем ежедневный просмотр сериалов, хотя любой фильм возбуждает сознание, активизирует процессы переработки эмоциональной зрительной информации.

Итак, телепереживание, ничем не отличаясь от наркотического или алкогольного, погружает человека в особую реальность, в особое состояние сознания. А это постепенно формирует человека пассивного и гипнабельного, то есть такого, который готов к гипнозу, привык к нему и даже ждёт его каждый день.

Такой человек нужен не отягощённым моралью бизнесменам и политикам, первым, чтобы наживать капиталы, всучивая в умы рекламу своих товаров, вторым, чтобы манипулировать выборными процессами, рейтингами, общественным мнением. Телевидение превращается в большого, приятного, цветного, звучащего домашнего «гипнотизёра», которому мы доверяем, перед которым расслабляемся, который захватывает нас в свою райскую реальность и которому мы отдаем власть над собой. Но кто стоит за телеэкраном, кому мы доверяем власть над собой и нашими детьми? Не страшно ли отдавать своих детей во власть чужого дяди?

Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок НЕ превратился в пассивное гипнабельное существо, не смотрите сами телевизор каждый день и без разбору и не показывайте ребёнку. Кроме научных или познавательных передач, организованных как раз с целью включения критического сознания и мышления, и некоторых мультиков, детям не стоит вообще смотреть телевизор.

Опасно и когда телевизор работает как фон (во всех комнатах и кухне) – тогда гипноз происходит вообще без контроля сознания, ведь человек как бы не смотрит телевизор, как бы не слушает его, а для гипноза не нужно, чтобы работало сознание, пусть сознание занято своими домашними делами, а реклама проникнет сразу в подсознание. И тогда, вдруг оказывается, что вы зачем-то купили ещё одну кофеварку, хотя собирались купить постельное бельё, а ваш ребёнок требует навороченный мобильник, хотя вы только что, месяц назад, уже купили ему новейший. Просто компания, производящая мобильники, решила, что «жить ярко можно только с ярким смартфоном!», а «почувствовать вкус настоящей жизни можно только с новой кофеваркой». И вот вам уже хочется почувствовать вкус настоящей жизни…, а ваш отпрыск «случайно» уловил подсознанием команду, что надо жить ярко, и вот он начинает вить из вас верёвки, а вить верёвки, добиваться от вас того, что ему навязала реклама, и делать ещё кое-что его обучили в сериалах для и про подростков (например, сериалы «Папины дочки» или «Школа» и многие другие), которые вы не смотрели.

Так что телевизор и «обучает и программирует» ваше чадо, но не тому, чему бы вы хотели и чему ему стоит учиться.

Итак, вы видите, что телевидение и компьютерные игры наносит вред ребёнку сразу по нескольким направлениям: приводит к речевым и интеллектуальным нарушениям и задержкам, что мешает обучению грамотному письму и правильному чтению; формирует пассивное восприятие речи, порождает неспособность воспринимать учебную информацию; перегружает подсознание и память ненужной информацией и командами, затрудняя восприятие учебных дисциплин; мешает развитию произвольности и формированию навыка действия по алгоритмам.

Делайте самостоятельные выводы и делайте сами свой выбор: доверять воспитание ваших детей государству и бизнесу или всё же самостоятельно воспитывать своих детей.

Рейтинг@Mail.ru
Hosted by uCoz